Мировой рынок электрических лодок составил $5 миллиардов в 2020 году. Такие данные приводит маркетинговое агентство Mordor Intelligence. По прогнозам компании, объемы продаж электрических лодок в ближайшие 5 лет будут расти с CAGR 11% в год и к 2026 году увеличатся в 2 раза – до $10 млрд. Доля электрического сегмента в общем объеме продаж лодок пока не превышает 2%
Что касается более узкого сегмента, рынка электрокатеров, то после долгого периода стагнации он начал демонстрировать экспоненциальную динамику роста в натуральном выражении. По данным IDTechEx, мировые продажи электрических маломерных судов достигли 15 тыс. штук в 2020 году, а к концу десятилетия прогнозируется рост продаж до 70 тыс. штук, при этом объем рынка в денежном выражении может составить $1,4 млрд
Подавляющая часть электрических лодок зарегистрирована в Норвегии - 39% от их общего числа, а в целом на Европу приходится больше 60% всех эксплуатируемых в мире электрических судов
Несмотря на то, что в сравнении с рынком электркаров рынок электрических катеров пока остается весьма небольшим, в борьбу за звание «водной Tesla» уже включились десятки компаний из Европы, США и Азии
Как и в случае с электрокарами, первые электрические лодки появились еще в 19 веке и были одним из наиболее популярных видов водного транспорта в промышленно развитых странах, пока им на смену не пришли более дешевые аналоги на базе двигателя внутреннего сгорания. Любопытно, что проект одной из первых электрических лодок был продемонстрирован Российским инженером немецкого происхождения Борисом Семёновичем Якоби еще в 1839 году в Санкт-Петербурге. Борис Семёнович не только изобрел первый в мире электродвигатель, но и предложил варианты его практического применения в производстве лодок и локомотивов. Кстати, первый дизель-электроход также появился в России – им стало нефтеналивное судно «Вандал», спущенное на воду в 1903 году
Теплоход «Вандал»
В 1896 году произведенная компанией Сименс лодка «Electra» совершила тестовые рейсы по реке Шпрее в Берлине. Лодка имела вместимость 25 пассажиров и могла развивать скорость до 14 миль в час. Однако, из-за слишком большого веса батарей (около 2 тонн) и ограниченной емкости, эксплуатация корабля была прекращена. Спустя 25 лет Сименс представила более успешную электрическую лодку «Akkumulator», которая совершала рейсы по реке Кёнигсзе, имея запас хода в 100 км
С появлением бензиновых двигателей популярность электрических лодок быстро сошла на нет, хотя их использование полностью не прекратилось, и в ближайшем будущем электрические лодки могут в значительной степени вернуть былую популярность
Как известно, одной из основных причин быстрого роста рынка электрических автомобилей является государственная поддержка, направленная на снижение вредных выбросов. Так, во многом благодаря государственным субсидиям и другим формам поддержки, сейчас около 4% всех проданных в мире автомобилей приходится на сегмент электрокаров, а к 2030 каждый третий проданный автомобиль может стать электрическим
Еще одним фактором роста популярности электрокаров является устойчивое снижение стоимости литий-ионных батарей. Это привело к тому, что уже в 2020 году цены на сравнимые электрические и традиционные автомобили практически достигли паритета, а в ближайшие 2 года, электрических автомобили станут дешевле автомобилей с ДВС
Источник: Alpha Venture по данным IEA Global EV Outlook 2021; Ark Investment Management Big Ideas 2021
Долгое время развитие электрического судоходство происходило в основном за счет снижения цен на батареи, а государственная поддержка отрасли была незначительной
На первый взгляд кажется, что судоходство не представляет существенной угрозы для экологии планеты. Обеспечивая 90% мировой торговли, оно ответственно всего лишь за 2-3% мировых выбросов парниковых газов, что долгое время не вызывало большого беспокойства у регулирующих органов
Хотя выбросы парниковых газов в судоходстве пока являются относительно небольшими, корабли на традиционном топливе выбрасывают в атмосферу огромные объемы других опасных веществ. Всего лишь 15 крупнейших кораблей выбрасывают в атмосферу больше оксидов азота и серы, чем все автомобили вместе взятые. Для решения данной проблемы уже с 2005 года в мире было создано несколько районах контроля за выбросами (ЕКА), плавать в которых могли только суда, оборудованные скрубберами, или потребляющие низкосернистое топливо
В 2013 Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) выпустила тревожный отчет, согласно которому к 2050 году выбросы CO2 судоходством могут увеличиться на 50%-250% по сравнению с 2012 годом, что может составить вполне весомые 17% от общемировых выбросов, а в 2018 году ИМО объявила цель снизить выбросы углекислого газа на 50% по сравнению с 2008 годом
Наиболее важным событием в области нормативного регулирования судоходства стало введение с 2020 новых экологических требований ИМО, которые предполагают беспрецедентное сокращение содержания серы в топливе с 3,5 до 0,5 процента и до 0.1% в зонах контроля выбросов
Расширению регуляторного давления на мировое судоходство с целью его декарбонизации и сокращения содержания серы в топливе может стать ключевым стимулом дальнейшего развития использования альтернативных видов топлива и технологий, включая электрическое судостроение, а отсутствие шума и вибрации при эксплуатации - дополнительным стимулом для развития рынка электрокатеров
Норвегия является лидером среди всех стран мира по числу электрических лодок. Паромы являются наиболее распространенным и доступным видом транспорта в стране, при этом Норвегия производит электричество исключительно из возобновляемых источников. Эти два факторы привели здесь к быстрому росту популярности электрических лодок
Первые электрические паромы появились в Норвегии в 2015 году, а к настоящему моменту их количество превысило 70 штук. К 2030 году власти страны планирует перевести на электричество в общей сложности 127 паромов. В 2021 году в стране был запущен крупнейший в мире полностью электрический паром, курсирующий между городами Мосс и Хортен
С 2017 года в Норвегии идет строительство первого в мире автономного грузового электрического корабля MV Yara Birkeland. Владельцы восьмидесятиметрового контейнеровоза планируют использовать его для перевозки удобрений и химикатов. Корабль использует пропульсивную систему мощностью 9 МВт, а его запуск в эксплуатацию запланирован на конец 2021 года
Для поддержки электрического водного транспорта в Норвегии действует специальный фонд, собирающий налоги с судов в зависимости от объема выбросов оксидов азота. Полученные деньги инвестируются в проекты, направленные на снижение выбросов
Ключевым стимулом к использованию электрических лодок в Амстердаме, столице Нидерландов, стало желание Городской мэрия полностью запретить использование дизельных двигателей на каналах города и перейти на электрические лодки к 2025 году. По словам официального представителя города Воутера Кёнинга, 75% из 550 городских коммерческих судов сейчас уже свободны от выбросов. Однако, среди 12 тысяч прогулочных лодок, которыми в основном владеют частные лица, только 5% являются экологичными
Для ускорения процесса перевода водного транспорта на электрический, к концу 2021 года городская администрация планирует запустить 100 электрических зарядных станций, а также ввести в действие плавучие зарядные станции, разрабатываемые стартапом Skoon Energy
С потенциальным флотом в более 200 электрических паромов, Бангкок грозится стать мировой столицей электрического водного транспорта В 2016 году Премьер-Министр Таиланда Прают Чан-Оча предложил увеличить объемы перевозок средствами водного транспорта для решения проблем дорожных пробок и ухудшающейся экологической ситуации в Бангкоке. Двумя годами спустя столичное управление Бангкока осуществило перевод 40 дизельные речных судов на электрические моторы, а в 2019 году «Тесла Юго-Восточной Азии», Тайская компания Energy Absolute, объявила о планах создания частного флота электрических паромов
Energy Absolute была основана в 2006 году Тайским миллиардером и бывшим биржевым трейдером Сомфота Ахунаи. В 2013 году компания провела IPO на Тайской фондовой бирже, и сейчас ее рыночная капитализация почти достигла $8 млрд
Бизнес Energy Absolute состоит из нескольких направлений, связанных с энергетическими технологиями, включая производство биодизеля, строительство солнечных и ветряных электростанций, производство литий-ионных батарей, производство электрического транспорта и зарядных станций
С 2020 года компания запустила первые электрические паромы и сейчас ее флот электрических лодок составляет 23 парома, осуществляющих регулярные рейсы по рекам Таиланда, а также 4 туристических парома, осуществляющих рейсы в центре Бангкока
В 2022 году в Японии планируется запуск первого в мире полностью электрического танкера. Шестидесятиметровым кораблем «e5» владеет Asahi Tanker – одна из крупнейших компаний в Японии, осуществляющих услуги по заправке топливом океанических судов. Иронично, что данный танкер будет использоваться для заправки вполне традиционным дизельным топливом судов, курсирующих в водах Токийского залива
В 2020 году крупнейший производитель электромоторов немецкая компания Torqeedo отпраздновала свой 15-и летний юбилей и продажу 100-тысячного мотора. Torqeedo производит подвесные и встроенные лодочные моторы, которые используют многие производители электрокатеров в своих моделях
В период активного развития компания привлекала инвестиции от венчурного фонда Роберта Боша и Alpina Partners. В 2017 году Torqeedo была продана стратегическому инвестору - немецкому производителю моторов Deutz AG. Общая сумма сделки составила €100 миллионов, хотя стороны не уточнили, какая часть из них пошла на выкуп доли у акционеров, а какая – на дополнительные инвестиции в развитие компании. До продажи стратегу Torqeedo росла в среднем на 35% в год, в 2016 году ее выручка составила €25 млн
Одним из громких событий рынка электрокатеров 2020 года стало IPO канадской Vision Marine Technologies, производящей электрические мотора и электрические и гибридные катера. Общий объем средств, привлеченный компаний за счет листинга на Nasdaq, составил $27.6. Привлеченные средства будут направлены на дальнейшее развитие бизнеса, в т.ч. на разработку собственных электрических подвесных двигателей
Candela – это Шведский производитель электрокатеров. С момента создания компании ее основатель Густав Хассельског пытался создать катер, который мог бы преодолеть ограничения электрических лодок – низкую скорость и малую дальность хода. Добиться этого ему удалось за счет использования гидрофойлов (подводных крыльев), которые снижают трение лодки о воду, и очень легкого, но прочного углеродного волокна в качестве основного материала корпуса. В конце 2016 года Candela создала рабочий прототип, а в начале 2019-го наладила серийное производство. В 2022 компания планирует вывести на рынок еще и собственный электромотор, а кроме электрокатеров в плане у компании производство электрических паромов и водных такси
В 2020 году Candela сообщила о закрытии equity-раунда на сумму €8+ млн. Инвесторами выступили президент известной медийной компании TED Крис Андерсон и другие частные инвесторы
X shore – также Шведская компания, которая в настоящий момент производит 8-ми метровый тендер для суперяхт Eelex 8000. В октябре 2019 года компания привлекла краудфандинговое финансирование в размере €1.5 миллиона, а в 2019 году закрыла раунд на сумму €5 миллионов от группы частных инвесторов. В апреле 2021 году X shore закрыла раунд-A на сумму €15 миллионов, инвесторами в котором выступила инвестиционная компания Team Europe, Навин Таккарам, основатель и CEO Innovation Bootcamp, и Марек Гасюн, бывший начальник отдела развития автомобильного бизнеса в Гугл
GreenStar Marine – Шведский производитель электрических пропульсивных систем для переоборудования традиционных лодок. Компания привлекла финансирования в размере €480 тысяч за долю в 4.66% через краудфандинговую платформу FundedByMe, превысив первоначальную цель на 230%
OceanVolt – производитель электромоторов из Финляндии. Компания привлекла финансирование в размере €1.5 от финской государственной финансовой компании Aloitusrahasto Veras. В краутфаундинговой кампании на площадке Invesdor, которую компанию провела в мае 2019 года, объем привлеченного финансирования составил €2 миллиона. Уже в сентябре компании удалось привлечь еще € 2.25 миллионов, также через краудфандинг, причем первоначальная цель в €660 тысяч была преодолена всего за четыре дня
В 2021 году к созданию электрических судов подключились бывшие сотрудники принадлежащей Илону Маску компании SpaceX, которая производит ракеты-носители Falcon. Проекту Arc Boat удалось привлечь финансирование на seed-раунде в размере $4.25 миллиона от ведущего международного венчурного фонда Andreessen Horowitz
В России также есть свои производители электрических судов. Среди наиболее заметных из них – Emperium и Молния Фойл
Emperium – проект Питерского производителя судового оборудования НПК Морсвязьавтоматика. При финансовом участии Национальной резервной корпорации компания произвела первый электрический катамаран, который был запущен в Речном порту Санкт-Петербурга в июне 2020 года. В настоящий момент Emperium производит несколько классов катамаранов прибрежного использования, скоростной катамаран класса река-море, автобус-электроход для круглогодичного использования в мегаполисах и туристическое судно для прогулок и перевозки пассажиров
Молния Фойл – это проект молодых Московских инженеров. «Молния» производит электрокатер на гидрофойлах, наиболее близким зарубежном аналогом которого является катер Candela. За основу своего катера в компании «Молния Фойл» взяли проект «Волга 343», который был разработан еще в СССР. После почти двух лет работы у них получился стилизованный под ретро ранэбаут на подводных крыльях с электродвигателем мощностью 80 кВт. Катер «Молния Фойл» стал первым российским номинантом международной премии The Gussies International Electric Boat Award, присуждаемой за выдающиеся достижения в области электрических лодок
Источник: Alpha Venture по данным открытых источников